25 июня распоряжением комкора 2-го Кавказского было приступлено расформированию 703-го полка. Для содействия в этом были привлечены части 51-й пех. дивизии с артиллерией и Астраханский каз. полк. 703-му полку было предложено сдать оружие и выдать зачинщиков. Вначале сдача оружия шла спокойно, но около 8 часов солдаты 703-го полка вновь разобрали оружие и потребовали объяснения о причинах оцепления их войсками. Получив эти разъяснения, 703-й полк оружие сложил. К этому времени в деревню Гатковичи, где был сосредоточен 703-й полк, прибыла часть вооружившегося 704-го полка, не сочувствовавшего разоружению 703-го полка; под влиянием агитации 704-го полка 703-й полк опять разобрал оружие и лишь к 17 часам поддался уговорам и опять сложил его. На состоявшемся затем митинге, организатором коего был член Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов Владимир Пруссак и в котором приняли участие не только 703-й и 704-й полки, но и часть войск, назначенная для разоружения, было постановлено просить военмина о прощении 703-го полка, а до получения такового сдать оружие 704-му полку. После этого все части разошлись по своим бивакам без разрешения своих командиров частей, а 703-й полк ушел на бивак 704-го полка.
Ввиду того, что 25 июня разоружение 703-го полка не состоялось из-за агитации 704-го полка, командарм 10 приказал 26 июня произвести разоружение 703-го и 704-го полков, зачинщиков отправить в Минск, а полки отвести под конвоем в дер. Козлы. Одновременно 23-му и 24-му Кавказ. гренад. полкам приказано ночь на 26-е стать на назначенный им боевой участок, а если не станут, то разоружить и зачинщиков отправить в Минск. Исполнение возложено на комкор 2-го Кавк. гренадерского, в распоряжение которого назначены части 20-го корпуса, 5-й Оренбургский и 52-й Донской казач. полки. Этот приказ командарм 10 течение 26 июня не исполнил ни в первой, ни во второй своих частях, т. е. 703-й и 704-й полки не разоружены и остаются на биваке 704-го полка, а 23-й и 24-й грен. полки позиции занять отказались и также не разоружены. Главкозапом вновь подтверждено командарму о неуклонном исполнении отданных приказаний, причем отмечены те погрешности, которые помимо настроения войск, назначенных на разоружение, послужили причиной продолжающегося беспорядка, а именно: первое – совершенно ненужное требование одновременно с разоружением полка выдать также и зачинщиков, которых, разумеется, легче было получить после разоружения, второе – медлительность, нерешительность и слабая осведомленность частных начальников, допустивших чрезмерное тесное окружение 703-го полка, что своим последствием имело участие в митинге войск, привлеченных для подавления беспорядка, третье – излишне большой наряд войск. Эти погрешности относятся к 25 июня.
Причиной же неисполнения приказания сегодня, 26-го июня, послужило, по объяснению комкора 20, неудача 25-го, повлиявшая в отрицательную сторону настроение войск, назначенных для ликвидации 2-й Кавказ. гренадерск. дивизии. Завтра, 27 июня, по настоянию депутата Пруссака, комкор разрешил созвать соединенное заселение всех дивизионных комитетов 2-го Кав. корпуса для окончательного решения вопроса о разоружении и вывода в тыл 2-й Кавказской дивизии, отменить это разрешение теперь, ввиду перемены неблагоприятную сторону настроения войск 20 корпуса, не представляется возможным.
Марков
27/VI 1917 г., № 8884, г. Минск. (Лефорт. Арх., отдел Кр. Арм. А; дело № 73.)