Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 2. 1945–2000

Коллектив авторов

Учебник посвящен истории стран Европы и Америки в 1945–2000 гг. В специальных разделах рассматриваются основные тенденции развития западного общества в первой половине XX в. и история международных отношений. Основное внимание авторы уделили социально-экономической и политической истории отдельных стран и регионов. Учебник является частью учебно-методического комплекта «Новая и новейшая история зарубежных стран».

Авторы:

Гаджиев К. С.,

проф., д-р ист. наук – глава 1 (в соавт.); глава 2 (в соавт.); глава 3, § 1–3.

Закаурцева Т. А.,

проф., д-р ист. наук – глава 3, § 3 (в соавт), § 4.

Родригес A. M.,

проф., д-р ист. наук – глава 1 (в соавт); глава 2 (в соавт.).

Пономарев М. В.,

доц., канд. ист. наук – главы 4, 5, 6.

Глава 1. Основные тенденции развития стран Европы и Америки в 1945–2000 гг.

§ 1. Конфликт идеологий и образование трех миров

Политика теснейшим образом связана с идеологией. Можно даже сказать, что во многом политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем, идейно-политических течений и направлений. Существовавшая к началу XX в. система международных отношений основывалась на принципах национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела государства. Она не предписывала той или иной стране форму правления и внутренней социальной организации. В эту систему на равных правах входили, с одной стороны, самодержавная Россия, монархия Габсбургов и либеральная Англия, т. е. авторитарные и либеральные режимы. Правила касались лишь того, что допустимо и недопустимо во внешнеполитическом отношении государств друг с другом, что поведение страны на мировой арене соответствует общепризнанным правилам. Тем самым в рамках одной и той же системы межгосударственных отношений допускалось сосуществование различных политических и идеологических систем.

Положение радикально изменилось в XX столетии, когда борьба за умы людей стала важной составной частью международной политики. В первые десятилетия XX в. развернулся бескомпромиссный конфликт между социал-реформизмом, фашизмом и большевизмом. В результате военного разгрома Германии и ее союзников фашизм как сколько-нибудь эффективная и дееспособная альтернатива перестал существовать. В качестве главных противоборствующих альтернатив сохранились социал-реформистский капитализм и революционный социализм (коммунизм). После Второй мировой войны принял законченную форму идеологический конфликт между двумя блоками, которые возглавили США и СССР.

Во время «холодной войны» идеологический конфликт приобрел самодовлеющее значение. Сила, военная мощь оказались поставлены на службу распространения определенного образа жизни, мировидения, собственной легитимности двух противоборствующих сверхдержав и военно-политических блоков. Речь шла об уничтожении или установлении на территории того или иного государства соответствующего режима – социалистического или капиталистического. Иными словами, «холодная война» была своего рода противоборством эффективности и выживаемости между противостоящими политическими и экономическими системами.

Идеологизация внешней политики создавала переизбыток взаимной подозрительности, недоверия и враждебности, способствовала созданию занавесов и стен пропагандистского, психологического противостояния. В геополитическом плане мир стал биполярным. Само понятие «холодная война» подразумевало не просто напряженные отношения между двумя сторонами, не просто соперничество, а чуть ли не священную войну, в которой одна из двух соперничающих систем должна одержать победу, а другая – исчезнуть.

§ 2. Особенности политического развития

Социально-политическое формирование развитой зоны современного мира в послевоенные десятилетия шло под знаком дальнейшего расширения роли государства в важнейших сферах жизни общества. Этому в значительной степени способствовало то, что главные социально-политические силы в той или иной форме приняли принципы кейнсианства и государства благосостояния.

Главным инициатором социальных реформ в Западной Европе явилась социал-демократия. Оказавшись в ряде стран у руля правления или превратившись в серьезную парламентскую силу, социал-демократические партии и поддерживающие их профсоюзы стали инициаторами многих реформ (национализация ряда отраслей экономики, беспрецедентное расширение социальных программ государства, сокращение рабочего времени и т. д.), составивших тот фундамент, который обеспечил бурное экономическое развитие. Их заслуга заключается в создании и укреплении государства благосостояния, без которого немыслима общественно-политическая система современного индустриально развитого мира.

После Второй мировой войны в свете опыта фашизма в Германии и большевизма в СССР европейская социал-демократия в реальной политике пошла на разрыв с марксизмом и на признание непреходящей ценности правового государства. В 1951 г. Социалистический интернационал принял свою программу принципов – Франкфуртскую декларацию. В ней были сформулированы основные ценности демократического социализма. Впервые последняя точка над i в этом вопросе была поставлена сначала в Венской программе Социалистической партии Австрии (1958) и Годесбергской программе СДПГ (1959), которые решительно отвергли основополагающие постулаты о диктатуре пролетариата, классовой борьбе, уничтожении частной собственности, обобществлении средств производства и т. д. В последующем по этому же пути (одни раньше, другие позже, некоторые в 80-х гг.) пошли остальные национальные отряды социал-демократии.

Позитивным фактором мирового развития стал Социалистический интернационал, объединивший 42 социалистические и социал-демократические партии европейских и неевропейских стран. Европейская социал-демократия сыграла немаловажную роль в достижении разрядки напряженности между Востоком и Западом, в развертывании Хельсинкского процесса, других важных процессах, способствовавших оздоровлению международного климата последних десятилетий. Неоценимую роль во всем этом сыграли такие выдающиеся деятели социал-демократии XX в., как В. Брандт, У. Пальме, Б. Крайский, Ф. Миттеран и др.

§ 3. Основные направления социально-экономического развития

Сразу после окончания Второй мировой войны перед развитыми капиталистическими странами встала основная проблема восстановления разрушенной экономики. С разрешением этой проблемы начался длительный период ускоренного и интенсивного экономического развития. Особо важное значение имело то, что для всего послевоенного периода были характерны беспрецедентное ускорение и углубление научно-технического прогресса, его проникновение в новые сферы производства, превращение науки в непосредственную производительную силу.

Первая волна научно-технического прогресса (конец 40-х – начало 50-х гг.) революционизировала экономическую инфраструктуру. Возникли новые наукоемкие, трудо– и энергосберегающие отрасли экономики, такие, как авиакосмическая, радиотелевизионная, робототехническая и др. Характерной приметой всего послевоенного периода явилось широкомасштабное развитие военно-промышленного комплекса. На базе научно-технологических достижений стало возможным создание принципиально новых типов вооружения и средств их доставки, способных в кратчайшие сроки поразить самые удаленные цели. Эти и другие факторы в совокупности дали возможность модернизировать промышленность и сельское хозяйство, ускорить темпы экономического развития. Для 50–60-х гг. привычными стали такие понятия, как «германское чудо», «итальянское чудо» и т. д., под которыми подразумевалось быстрое экономическое развитие соответствующих стран.

Во второй половине 70-х гг. с началом новой волны научно-технического прогресса, получившей название информационной, или телекоммуникационной, революции, современный капитализм вступил в новый этап своего развития. Результатом этой революции явились широкомасштабное использование электронно-вычислительных машин, информатизация и компьютеризация экономики, электронная роботизация, применение станков с программным управлением, создание центров сбора, обработки и хранения информации, внедрение интегральных схем и др.

Новые технологии привели к изменению роли, значения и характера самого труда. Выявилась тенденция вытеснения из сферы материального производства живого труда, индивидуальный работник в значительной степени перестал быть агентом производственного процесса и встал рядом с ним в качестве контролера и регулировщика. Наряду с трудом и капиталом информация и знание приобрели значительную роль в качестве источника прибавочной стоимости и факторов, определяющих функционирование и развитие общества.

§ 4. Миграционные процессы и проблемы охраны окружающей среды

Немаловажное значение для формирования облика мирового сообщества второй половины XX в. имели далеко идущие демографические сдвиги и миграционные процессы. Раньше действовала закономерность, в соответствии с которой периоды роста и сокращения населения с предсказуемой точностью сменяли друг друга. Причем, как бы ни менялась численность тех или иных народов и этносов во времени и пространстве, численность населения земного шара в целом возрастала очень медленно, и этот рост в течение длительных исторических периодов существенным образом не отражался на демографической ситуации. Факторов же, регулирующих такое равновесие, было предостаточно – неурожаи, голод, войны, многочисленные болезни и т. д.

С XVIII по XIX в. началось ускорение темпов роста численности населения земного шара. Так, если к началу XIX в. она составляла менее 1 млрд человек, то столетие спустя достигла 1,6 млрд, а к концу XX в. уже превысила 6 млрд человек. За последнее столетие городское население возросло в 10 раз, а валовой мировой продукт – в 20 раз (в ценах 1990 г.). Беспрецедентно возросла средняя продолжительность жизни людей, достигнув в самых развитых странах 75 лет, в то время как столетием раньше она не превышала 30–35 лет.

Сегодня население Земли каждые 4–5 дней увеличивается на 1 млн человек, или, иначе говоря, ежедневный чистый прирост населения, определяемый как разница между числом родившихся и умерших, составляет 200–250 тыс. человек. Значимость этого момента станет особенно очевидна, если учесть факт неуклонного возрастания численности населения в одной части и ее сокращение в другой части земного шара. Согласно существующим статистическим данным, в 70-х гг. показатель суммарной фертильности (число детей на одну женщину детородного возраста) составлял: для ФРГ – 1,35, Дании – 1,42, Нидерландов – 1,49, Швейцарии – 1,53, Австрии – 1,69, Норвегии – 1,71, Канады – 1,76, Великобритании – 1,82, США – 1,87, Франции – 1,94, Испании – 1,99. Очевидно, что во всех этих странах рождаемость находилась ниже уровня простого воспроизводства, который равен 2,1. Среди стран Европейского союза только Ирландия имела более высокий показатель. Эта ситуация не изменилась и в 80–90-е гг. В свете этих данных некоторые авторы заговорили даже о начавшемся процессе «распада Запада».

§ 5. Основные итоги развития человечества на пороге XXI столетия

В настоящее время мы проходим рубеж смены эпох, завершения одного исторического периода и вступление современного мира в качественно новую фазу своего развития. Об этом свидетельствуют многие идущие во всепланетарном масштабе процессы. Во-первых, наступление новой стадии научно-технического прогресса, получившей название информационной, или телекоммуникационной, революции, в результате которой промышленно развитая зона мира постепенно переходит в информационное общество. Во-вторых, разложение евроцентристского мира и формирование нового мирового сообщества во всепланетарных масштабах. В-третьих, распад СССР и конец двухполюсного миропорядка, его смена новой конфигурацией геополитических сил на началах полицентризма.

По-видимому, ни одна прежняя цивилизация не знала такого единообразия ключевых форм организации различных сфер жизни, как современный мир. Речь идет прежде всего об экономике и политике. Структурообразующими силами большей части современного мирового сообщества являются рыночная экономика и в меньшей степени политические институты, ориентированные на демократию. Распространение рыночной экономики сопровождается повсеместным распространением ценностей, институтов и правил игры политической демократии. Показательно, что за полтора-два десятилетия страны с общей численностью населения приблизительно в 3,5 млрд человек встали на путь радикальных реформ. В масштабах всей планеты утвердилась единая пространственно-временная парадигма. Всюду так или иначе приживаются внешние атрибуты евроцентристской цивилизации: стиль одежды и марки автомобилей, кинематограф, музыка, единый научный и компьютерный языки и т. д.

Земной шар вдоль и поперек поделен между странами и народами. Все более сгущаются и удлиняются сети железных, автомобильных дорог и водных путей, а также воздушных трасс, опоясавших его, на которых все увеличивающиеся, беспрецедентные скорости не знают пределов и способствуют невиданному сокращению расстояний. Происходит своего рода сжатие, уплотнение пространства во всепланетарных масштабах, невиданное взаимное физическое сближение самых отдаленных народов, стран и регионов.

Следствием и одновременно причиной этого процесса является ускорение времени. Электронные средства массовой информации, спутниковая связь, передовая техника, обеспечивая практически мгновенную передачу информации во все уголки земного шара, создают состояние или ощущение одновременности и вездесущия. С развертыванием технологической и промышленной революций, индустриализации и урбанизации, а затем научно-технической революции второй половины XX в. началось и интенсифицировалось убыстрение исторического и социального времени. Соответственно убыстряются и темпы научно-технологического прогресса. Например, если в 70-х гг. было принято говорить о том, что объем научной информации удваивается каждые 5–7 лет, то в 80-е гг. удвоение происходило за каждые 20 месяцев, а к концу 90-х гг. оно происходит ежегодно.