Хрущёв и Насер. Из истории советско-египетских отношений. Документы и материалы. 1958–1964

Сборник

Беляков В. В.

Сборник посвящён советско-египетским отношениям 1958–1964 годов. Развитие этих отношений определялось как объективными причинами, так и характерами лидеров СССР и Египта – Н.С. Хрущёва и Г. А. Насера. В сборник включены документы и материалы о встречах двух руководителей в СССР, США и Египте, обмен посланиями между ними, воспоминания Н.С. Хрущёва, отрывки из книг о египетско-советских отношениях ближайшего соратника Насера М.Х. Хейкала.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ РАН

Составление, предисловие, примечания, комментарии доктора исторических наук

В. В. Белякова

Рецензенты:

Предисловие

Хрущёв и Насер… В пору их первой встречи в апреле 1958 года в Москве трудно было найти столь разных руководителей государств: стареющий, невысокого роста, полноватый Никита Сергеевич Хрущёв (12.4.1894-11.9.1971) и молодой, высокий, подтянутый Гамаль Абдель Насер (15.1.1918-28.9.1970). Их политический опыт тоже был несравним. Хрущёв прошёл всю многолетнюю «лестницу» государственного устройства СССР. Насер же, возглавивший антимонархическую революцию 1952 года, лишь четыре года спустя стал президентом Египта. Были между ними и идеологические разногласия. Но куда важнее оказался общий интерес: вырвать Египет из зависимости от западных государств.

Отношения между СССР и республиканским Египтом стали развиваться не сразу. «В первое время после переворота и прихода к власти полковника Насера мы не могли определить, какое направление во внешней и внутренней политике будет взято новым руководством, – отмечал в своих воспоминаниях Н.С. Хрущёв. – Мы склонялись к тому, что это, видимо, один из военных переворотов, к которым мы уже привыкли по Южной Америке и ничего особенного от него не ожидали. Да у нас другого выхода не было, как ожидать, какое направление будет взято этим новым правительством».

Перелом произошёл летом 1955 года. Руководство Египта пригласило советскую делегацию на празднование 3-й годовщины революции. Возглавить её поручили Д.Т. Шепилову, главному редактору газеты «Правда», руководителю Комитета по международным делам Верховного Совета СССР. Во время митинга на площади Ат-Тахрир, где выступал бывший в то время премьер-министром Насер, глава советской делегации «одобрительно реагировал чуть ли не на каждый пассаж выступления Насера – об углублении земельной реформы, о развитии национальной экономики, о подготовке собственных кадров, улучшении образования, медицинского обслуживания, обеспечения деревень питьевой водой. <>

После митинга Шепилов поставил вопрос об организации его личной встречи с президентом Египта

[1]

. О содержании этой сердечной встречи Шепилов доложил в Москве. Доклад его не был предан гласности. Но о многом говорит тот факт, что, уезжая из Каира, Шепилов взял с собой многочисленные фотоснимки военного парада египетской армии, вооружённой в основном винтовками времён Первой мировой войны и несколькими единицами устаревшей бронетехники»

Советское руководство отнеслось к докладу Д.Т. Шепилова с пониманием. Меньше чем через два месяца, 12 сентября, было заключено соглашение о поставках в Египет крупной партии советских вооружений, в первую очередь самолётов и танков, в обмен на хлопок и рис. Впрочем, поставки было решено осуществлять через Чехословакию. В течение полугода их сопровождали советские офицеры с чехословацкими паспортами. Москва была вроде не причём. И всё же советско-египетским отношениям был дан мощный старт.