1001 вопрос о прошлом, настоящем и будущем России

Соловьев Владимир Рудольфович

Известный теле– и радиожурналист, писатель и публицист Владимир Соловьев – как всегда остро, злободневно и иронично – 1001 ответ на 1001 вопрос о прошлом, настоящем и будущем России. Без прошлого нет будущего. Но живем мы в настоящем, и каждый день в нашей стране что-то происходит. У каждого россиянина 1000 вопросов по самым разным поводам. И многие из них так и остаются без ответа. Кого-то волнует происходящее здесь и сейчас, кто-то больше обращен в прошлое, а кто-то думает о том, какой станет наша страна, когда вырастут их дети. Автор объединил множество вопросов в тематические блоки: новейшая история; болевые точки; политика и экономика; театр абсурда; общество в Сети; люди; заметки на полях жизни.

Предисловие Владимира Соловьева

Каждый день мне задают вопросы – когда с утра я работаю на радиостанции «Серебряный дождь», когда потом читаю комментарии к своему блогу и когда люди просто встречают меня на улице или в самолете. Вопросы сыплются отовсюду. Невозможно даже спокойно зайти в магазин: обязательно кто-нибудь подойдет и скажет: «Владимир, а вот ответьте мне…».

Для меня это большая честь. Значит, людей интересует моя точка зрения. Конечно, это не означает, что все они с ней соглашаются, но судя по тому, с каким интересом люди читают мой блог и слушают мои передачи на радио, что-то важное для них в моих ответах есть.

Для меня это показатель высокого уровня доверия – то, что меня узнают на улицах и задают вопросы. Я очень серьезно отношусь к этому. Но, как правило, у тех, кому важно знать мое мнение, нет возможности находиться рядом со мной постоянно, чтобы задать все вопросы и услышать все ответы. Поэтому я решил все собрать вместе и написать эту книгу.

Конечно, количество ответов в книге вряд ли в точности равно 1001, тем более что ряд ответов на несколько вопросов могут объединяться. Однако с течением времени поток вопросов не иссякает. Мне бы хотелось сделать так, чтобы подобные сборники выходили регулярно.

Надеюсь, что мои ответы на ваши вопросы вызовут у вас некие эмоции. А если они породят новые вопросы – я буду счастлив дать на них развернутые ответы.

Новейшая история

Героизация зла

В Питере меня спросил один из слушателей: «Посмотрите, Сталин, хотя и был кровавым тираном, все-таки оставил после себя атомную бомбу». На что я ему ответил: «В Америке не было кровавого тирана, а атомная бомба тоже была». Может быть, русский гений в том, что, несмотря на уничтожение существенной части нашего народа, мы все равно смогли произвести выдающиеся творения искусства, науки? Но это не благодаря, а вопреки.

И так меня эта тема заинтересовала, что я посмотрел статистические сборники по развитию основных держав в 1913 году. Мы, конечно, довольно сильно отставали. Хотя тогда наше отставание было чуть меньшим, чем за 20 лет до этого, в результате колоссального индустриального взрыва, произошедшего в России после отмены крепостного права. И я задал себе еще более страшный вопрос: а что тогда было в XVIII веке? И почему даже в XVII–XVIII веке, когда русская армия побеждала и немало получала разнообразных даней и контрибуций, наша экономика отставала от абсолютно убогой экономики Соединенных Штатов, где не было практически ничего, кроме смешных поселенцев? Что же это такое с нами происходит, что мы столько веков пытаемся их догнать и никак не можем?

Массовое сознание уже давно вознесло Сталина на пьедестал. Жертвы оправдывают целесообразностью и жаждут новых в глуповатой убежденности, что в расстрельных списках окажутся соседи и начальники, а не сами поборники репрессий вместе с членами своих семей.

Наследие Ленина

В апреле 2010 года исполнилось 140 лет со дня рождения В.И. Ленина.

Вышли на телеканалах передачи, в миллионный раз обсуждавшие вынос тела Ленина из Мавзолея, опять прозвучали завывания коммунистов, узурпировавших права на наследие вождя мирового пролетариата, парочка полных желчи комментариев записных ультрадемократов, рассказы об актерах, игравших роли Ильича… И все.

Удивительно. Мы сами отказываемся от своей истории, от личности, бесспорно изменившей весь ход развития мировой цивилизации в XX веке. При этом, если проводить сравнение Ленина с Маратом и Робеспьером, Александром Македонским и Гаем Юлием Цезарем, Петром I и Наполеоном, не говоря уж о Сталине и Гитлере, то станет понятно, что отнюдь не самым кровавым был именинник.

Парадокс: реальная роль Ленина в мировой истории скорее осознается за пределами нашей страны. Мы не считаем нужным понять, что именно работы Ленина и его деятельность привели к реальному улучшению отношений между классами и социальными группами. Что именно Ленин изменил подход и к партийному, и к государственному строительству, заложил основы, которые теперь с успехом используются и противниками его идеологии. Вероятно, время для оценки воззрений Ленина в России еще не пришло. Однако ясно, что современные коммунисты очень далеки от своего предшественника: сравнительный анализ отношения к религии и к национальному вопросу выявляет это со всей очевидностью.

Всем выйти из сумрака

Советское время, середина 80-х, деревня, баня, парилка. Собралась довольно случайная компания – всего человек 10: пара деревенских, пара московских студентов из стройотряда (один из которых я), какие-то местные дачники. Пар хороший, веники летают, одним словом – прелесть.

И вдруг открывается дверь и в парилку заходит тело, испещренное татуировками, – ну просто контурная карта мира. Наступает выжидательная пауза. Вновь прибывший окидывает всех присутствующих мутноватым взором и ни к кому в отдельности, а как-то ко всем сразу бросает: «По фене ботаете, на цоте базарите?»

Не знаю, как у остальных, а у меня настроение сразу ухудшилось – пахнуло тюрьмой.

Прошло несколько лет. Страна болела и мучилась перестройкой. Отказ от коммунистической идеологии, как наркотик, вызывал ломку: дышали тюремной романтикой, отплевывались шансоном и братками всех мастей, с трудом вспоминали язык Пушкина за частоколом матерных ругательств и «гнилого базара». Кумиры 90-х жили быстро и умирали молодыми в лужах крови, оставляя после себя аллеи гранитных памятников и громкие криминальные саги.

Нулевые годы

Заканчивается десятилетие.

Закончилась эпоха больших иллюзий. Круг замкнулся. Как будто ничего и не было. Колесо истории провернулось: скрип, дребезг, легкая вибрация, ощущение начала движения и… ничего.

Я помню себя в конце 70-х. Я тогда заканчивал школу и понимал, что отнюдь не все двери для меня открыты, но тем не менее жило в душе ощущение понимания: социализм – это равенство в нищете, построенное на деградации великой идеи и умирающее. Там, на Западе, – свобода, и чем больше ее хают, тем слаще она выглядит. Где-то бродят тени кагэбэшников, но это в другой жизни – у диссидентов, а у нас Новый год – снег, мандарины, шампанское, новогодний концерт, друзья, морозные щеки девчонок и сладкие первые поцелуи.

Все понимали в нашей компании, что есть довольно противные персонажи, прозрачные и омерзительные в своем карьеризме, которые, не обладая никакими талантами и способностями, пробиваются по общественной линии стукачеством и подлизыванием.

Кончилась эпоха. Пятилетка пышных похорон сменилась суетой перестройки. 90-е были мутными, полными ожиданий и разочарований, очередей и нового телевидения, внезапных халифов на час и жутких откровений о нашей истории. Страну мотало и кидало. В конечном итоге, со скрипом, во многом благодаря собственной бездарности, коммунисты все потеряли.